Приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних является одним из основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения.
Первичная медицинская помощь детям оказывается:
♦ в детских поликлиниках (детских консультациях);
♦ в детских отделениях общих поликлиник;
♦ в детских больницах, имеющих в своем составе детские поликлиники или отделения;
♦ в диспансерах профильного плана (дерматологических, туберкулезных и др.);
♦ в педиатрических клиниках (отделениях) профильных НИИ;
♦ на селе — также в сельских врачебных амбулаториях;
♦ в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАПах).
Кроме того, лечебно-профилактическая помощь детскому населению оказывается на дому, в медицинских пунктах (кабинетах) дошкольных и школьных учреждений образования, в детских санаториях, летних оздоровительных центрах санаторного типа и др.
Общие принципы медико-санитарного обслуживания детей в сельской местности и городах едины. Однако, в крупных городах более совершенны организационные формы работы педиатрической службы. В областных центрах и в столице Республики имеются клиники медицинских университетов, осуществляющие научно-исследовательскую и практическую деятельность. Высокий профессиональный уровень специалистов, современное оснащение позволяют разрабатывать и внедрять новые методики обследования и лечения детей, рационально, действенно, масштабно проводить профилактику заболеваний. Передовой опыт широко распространяется по всей Республике. Высокое качество медицинской помощи детям в сельской местности достигается благодаря этапности в оказании этой помощи.
Основные принципы оказания первичной медицинской помощи детям:
♦ профилактическая направленность;
♦ доступность;
♦ широкое применение диспансерного метода;
♦ система активного патронажа;
♦ преемственность;
♦ этапность;
♦ гигиеническое воспитание и обучение как родителей, так и детей;
♦ участково-территориальный принцип обслуживания;
♦ социальная направленность.
Основным методом профилактического обслуживания детей является диспансеризация. Непрерывным наблюдением охватываются все дети. Их объединяют в группы диспансерного динамического наблюдения в соответствии с возрастом, с учетом наличия факторов риска заболеваний.
Оказание медицинской помощи детям в учреждениях образования осуществляется в медицинских пунктах (кабинетах):
♦ медицинскими работниками государственной организации здравоохранения;
♦ медицинскими работниками учреждений образования.
Ответственность за организацию медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования, закрепленных за государственной организацией здравоохранения, несет руководитель организации здравоохранения, а в учреждениях образования, закрепленных за организации образования – руководитель организации образования.
Организацию и контроль качества оказания медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования, организацию обучения медицинских работников учреждений образования по вопросам оказания медицинской помощи осуществляет ответственный врач-специалист (районный врач-педиатр).
Вопросы организации оказания медицинской помощи в учреждениях образования ежегодно рассматриваются на заседании медицинского совета территориальной организации здравоохранения с участием руководителей учреждений образования.
Медицинский работник медицинского пункта (кабинета) учреждения образования принимает участие в педагогических советах и родительских собраниях по вопросам состояния здоровья обучающихся.
Основные направления деятельности медицинских работников в учреждениях образования:
♦ проведение работы по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
♦ обеспечение динамического медицинского наблюдения за состоянием здоровья обучающихся в неразрывной связи с условиями обучения и воспитания;
♦ участие совместно с администрацией учреждения образования в разработке мер по снижению заболеваемости, травматизма и укреплению здоровья обучающихся;
♦ контроль совместно с руководителем учреждения образования и специалистами территориальных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов в учреждениях образования;
♦ проведение совместно с территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья противоэпидемических мероприятий, включая периодический осмотр обучающихся на педикулез и заразные кожные заболевания;
♦ оказание медицинской помощи;
♦ участие в проведении иммунопрофилактики (при наличии соответствующих условий);
♦ ведение установленных медицинских документов.
В учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, кроме того, медицинский работник организует транспортом учреждения образования доставку обучающихся или осуществляет сопровождение (на транспорте учреждения образования) обучающихся на госпитализацию (для консультирования) в районные (городские), областные и республиканские организации здравоохранения.
Медицинский работник со средним медицинским образованием в учреждениях образования выполняет следующие функции:
• ведение установленных медицинских документов;
• учет и хранение медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов;
• контроль ежедневного утреннего приема воспитателем обучающихся (в учреждениях дошкольного образования);
• совместно с руководителем учреждения образования участие в организации и контроле санитарно-эпидемиологического режима, режима дня, санитарного состояния помещений (пищеблока, учебных классов, игровых, спальных помещений, физкультурного зала, территории и др.), занятий физической культурой, в том числе с выборочной оценкой занятий по физической культуре не реже 1 раза в квартал;
• проведение инструктажа персонала учреждений образования по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима;
• оказание в пределах своей компетенции помощи администрации и коллективу учреждения образования в создании условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
• контроль своевременности прохождения профилактических медицинских осмотров обучающимися;
• осуществление совместно с администрацией учреждения образования и территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья контроля организации питания в учреждениях образования в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
• участие в организации летнего оздоровления обучающихся;
• выполнение врачебных назначений по иммунизации обучающихся;
• информирование государственной организации здравоохранения по месту жительства/проживания обучающегося о профилактических прививках, выполненных в учреждении образования;
• выполнение врачебных назначений по лечению обучающихся с заболеваниями, не препятствующими нахождению в учреждениях образования;
• при получении обучающимся лекарственных препаратов, назначенных врачом-специалистом по медицинским показаниям (или нахождении обучающегося на постоянной заместительной терапии), медицинский работник выполняет данные назначения или создает условия для их выполнения, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающегося (за исключением руководителей детских интернатных учреждений) лекарственных препаратов и расходных материалов, соответствующего заявления на прием лекарственных препаратов на основании предоставленной выписки из медицинских документов;
• выполнение врачебных назначений по профилактике заболеваний у обучающихся;
• осмотр обучающихся при подозрении на острое заболевание и обучающихся, находящихся в изоляторе;
• оказание медицинской помощи в пределах функциональных обязанностей;
• вызов бригады скорой медицинской помощи;
• сопровождение обучающихся (при необходимости) на госпитализацию или консультацию в государственные организации здравоохранения, в том числе областного и республиканского уровня (для учреждений образования с круглосуточным пребыванием);
• организация оказания медицинской помощи, организация госпитализации обучающегося в стационарную организацию здравоохранения;
• принятие мер по информированию родителей (законных представителей) обучающегося, ответственного лица территориальной организации здравоохранения и администрации учреждения образования о случае оказания обучающемуся в возрасте до 18 лет неотложной/экстренной медицинской помощи во время пребывания в учреждении образования;
• осмотры обучающихся на наличие заразных кожных заболеваний, педикулеза;
• проведение оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и травм у обучающихся;
• представление рекомендаций родителям (законным представителям) обучающегося в возрасте до 18 лет по формированию здорового образа жизни, закаливанию и оздоровлению с учетом его возраста, состояния здоровья и особенностей развития;
• проведение совместно с территориальным центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и администрацией учреждения образования противоэпидемических мероприятий при возникновении и регистрации инфекционных заболеваний;
• информирование в установленном порядке заинтересованных о выявлении критериев и показателей социально-опасного положения несовершеннолетних и/или признаков жестокого обращения с обучающимся;
• выполнение иных функций в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Оснащение медицинского пункта (кабинета).
Медицинский пункт (кабинет) учреждений образования оснащается в соответствии с примерным табелем оснащения согласно приложению 1 к Инструкции, утвержденной Приказом МЗ РБ от 30.06.2021 г. №781.
В медицинском пункте (кабинете) формируются посиндромные укладки для оказания экстренной медицинской помощи:
1. Синдром внезапной смерти (из расчета на 1 чел);
2. Гипертермический синдром (из расчета на 2 чел);
3. Судорожный синдром (из расчета на 1 чел);
4. Бронхообструктивный синдром (приступ бронхиальной астмы) (из расчета на 2 чел);
5. Анафилаксия (анафилактический шок) (из расчета на 1 чел);
6. Травмы с нарушением целостности кожных покровов (из расчета на 2 чел);
7. Гипогликемия (из расчета на 1 чел);
8. Острая сосудистая недостаточность (из расчета на 1 чел);
9. Гипертонический криз (из расчета на 2 чел).
Кроме того создаются:
- аптечка при аварийном контакте с биологическим материалом;
- противопедикулезная укладка (в учреждениях образования с круглосуточным пребыванием).
В каждой из укладок должен быть алгоритм действий медицинского работника по оказанию медицинской помощи и перечень вложений в укладку.
Кроме перечисленного, в медицинском пункте (кабинете) формируется универсальная аптечка первой помощи (в соответствии перечнем вложений, установленным постановлением МЗ РБ от 4 декабря 2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации»). Указанная универсальная аптечка используется, в том числе, для обеспечения медицинского сопровождения обучающихся при проведении массовых мероприятий, при доставке на госпитализацию или консультацию транспортом учреждения образования.
Оснащение лекарственными препаратами и дезинфицирующими средствами медицинского пункта (кабинета) учреждения образования осуществляется:
♦ территориальной организацией здравоохранения в случае нахождения медицинских работников в штате организации здравоохранения;
♦ учреждением образования - в случае наличия в штате учреждения образования медицинских работников.
На работников медицинских пунктов (кабинетов) возлагается ответственность за своевременность подачи требований на оснащение (дооснащение) медицинского пункта (кабинета), контроль срока годности лекарственных препаратов, укомплектование (доукомплектование) укладок.
Ответственность за оснащение медицинского пункта (кабинета) учреждения образования хозяйственным имуществом (мебелью, мягким и твердым инвентарем, моющими средствами, осветительными приборами) возлагается на руководителя учреждения образования.
В медицинском пункте (кабинете) ведутся следующие медицинские документы:
журнал регистрации амбулаторных больных (форма № 074/у);
журнал учета инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, осложнений после прививки (форма № 060/у);
журнал учета санитарно-просветительной работы (форма № 038/у);
журнал учета температуры в холодильнике;
журнал изолятора (при наличии изолятора);
журнал контроля санитарного состояния.
При организации и проведении иммунопрофилактики у обучающихся медицинскими работниками на базе медицинских пунктов (кабинетов) учреждений образования ведутся соответствующие медицинские документы.
Медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь обучающимся в учреждениях образования, при выполнении мероприятий по охране здоровья обучающихся взаимодействуют:
• с руководителями и специалистами структурных подразделений территориальной организации здравоохранения по вопросам организации оказания медицинской помощи обучающимся в учреждениях образования;
• с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам, оказания медицинской помощи, формирования навыков здорового образа жизни, сохранения репродуктивного здоровья, профессиональной ориентации;
• с руководителями, педагогическими и иными работниками учреждения образования совместно со специалистами территориальных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья по вопросам организации контроля здоровьесберегающих условий обучения и воспитания обучающихся, питания, оздоровительных и закаливающих мероприятий, физического воспитания, формирования здорового образа жизни.
ПРИМЕРНЫЙ ТАБЕЛЬ
оснащения медицинского пункта (кабинета)
в учреждениях образования
(Приложение 1 к Инструкции о порядке обеспечения оказания медицинской помощи обучающимся, утвержденной Приказом МЗ РБ от 30.06.2021 г. №781)
№ п/п | Наименование изделий медицинского назначения и медицинской техники | Количество изделий (штук) |
---|---|---|
1 | Аппарат для ручной вентиляции легких (мешок Амбу в комплекте) | 1 |
2 | Весы медицинские | 1 |
3 | Воздуховод | 1 |
4 | Глюкометр с набором тест-полосок | 1 |
5 | Дозатор для жидкого мыла | по 1* |
6 | Дозатор для антисептика | по 1* |
7 | Емкость для дезинфекции отработанного материала | 1 |
8 | Емкость для дезинфекции инструментария | 2 |
9 | Емкость для отработанных игл с иглоотсекателем | 1 |
10 | Емкость для шпателей | 2 |
11 | Жгут кровоостанавливающий | 2 |
12 | Зонд желудочный с воронкой | 2 |
13 | Клеенка медицинская | 3 метра |
14 | Кушетка медицинская смотровая | 1 |
15 | Коробка стерилизационная круглая | 2 |
16 | Лоток (тазик) эмалированный | 2 |
17 | Набор одноразовых полотенец или электросушильное устройство | по 1* |
18 | Ножницы медицинские | 1 |
19 | Облучатель бактерицидный | 1 |
20 | Палочка для йода | 50 |
21 | Перчатки нестерильные одноразовые | 30 |
22 | Пинцет | 1 |
23 | Пипетка глазная | 1 |
24 | Прибор для измерения артериального давления с разновозрастными манжетами | 1 |
25 | Пузырь для льда резиновый | 2 |
26 | Ростомер | 1 |
27 | Салфетки стерильные | 30 |
28 | Система (одноразовая) для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов | 2 |
29 | Секундомер | 1 |
30 | Стол, 2 стула | 1 |
31 | Столик инструментальный | 1 |
32 | Термометр медицинский | 2 |
33 | Холодильник для хранения медицинских препаратов** | 1 |
34 | Фонендоскоп | 1 |
35 | Комплект шин иммобилизационных | 1 |
36 | Комплект шин-воротников иммобилизационных | 1 |
37 | Шкаф 2-х секционный двухстворчатый для одежды | 1 |
38 | Шкаф медицинский | 1 |
39 | Шпатель одноразовый | 100 |
40 | Шприц одноразовый 2,0мл; 5,0мл; 10,0 мл | по 5 |
41 | Штатив | 1 |
Литература:
1.Зеленкевич, И. Б. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр.172-182.
2. Об обеспечении оказания медицинской помощи обучающимся. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.06.2021 г. №781.