Первичное звено. Отличительной особенностью первичной медицинской помощи должно стать органичное сочетание лечебной и профилактической работы — диспансеризации и скрининговых мероприятий. Ни для кого не секрет, что проводимая в настоящее время диспансеризация взрослых при невысокой приверженности пациентов наблюдению у врача и лечению не всегда дает ощутимые результаты.
Мониторинг поликлиник показывает, что на местах не решаются вопросы оптимизации нагрузки врача, сохраняется бумаготворчество. С одной стороны стола мы видим современный диагностический комплекс, а с другой — десятки журналов.
Проведенный в одной из поликлиник Минска хронометраж подтвердил причины потерь времени пациентом.
Это неправильная логистика: отсутствие оптимального маршрута человека (для проведения всего комплекса необходимых медицинских мероприятий) и преемственности между службами, низкий уровень администрирования всех процессов организации работы. Профилактическая деятельность в первичном звене должна занимать не менее 30 % рабочего времени. Надо рассмотреть вопрос об организации на предприятиях единого дня диспансеризации. Внедрить в регионах положительный опыт пилотного проекта в Минске по проведению диспансеризации выходного дня.
Другой формой раннего выявления заболеваний является скрининг. Это мероприятие дорогостоящее, но в итоге приносит значительный экономический эффект: раннее выявление патологии снижает стоимость лечения. Однако темпы внедрения скрининговых программ невысокие, в регионах по-прежнему проводятся в режиме пилотных проектов. Целостная система так и не создана. А ведь это серьезный стимул для развития всего здравоохранения.
В текущем году руководители всех уровней совместно с РНПЦ онкологии должны начать создание скрининговых центров на базе межрайонных диспансеров и крупных учреждений, представить региональные организационные приказы, заявки для подготовки кадров, принять меры по закупке оборудования.
В соответствии с задачами Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы в текущем году мы должны продолжить системные изменения в работе врача первичного звена.
Второй приоритет — врач общей практики на деле должен стать центральной фигурой системы здравоохранения. Для этого сделано немало, в 2017 году доля специалистов уже достигла 40,2 % от общего числа врачей-терапевтов участковых. Целевой показатель 2018 года 60 %. Открыта подготовка врачей общей практики в субординатуре, интернатуре и на четырех факультетах медуниверситетов. Внесены изменения в примерные штатные нормативы. Эти меры являются ответными на ожидания пациентов и медицинского сообщества. Работа в команде «врач — помощник врача — медицинская сестра» позволит значительно сократить маршрут пациента и адекватно перераспределить время и нагрузку.
Минздрав не останется в стороне и оставляет за собой не только функции контроля и регулирования, но и берет на себя задачу по оснащению медицинским оборудованием кабинетов врача общей практики за счет централизованных средств, сэкономленных при государственных закупках.
За последние несколько лет проведены доказавшие свою эффективность пилотные проекты в работе поликлиник. Необходимо их комплексное осмысление на кафедрах медвузов, БелМАПО и в первом квартале 2018 года представление в Минздрав предложений по их масштабированию. Глава государства при посещении Буда-Кошелевской ЦРБ подчеркнул, что вопрос оптимизации в системе здравоохранения как в целом по стране, так и в районах по-прежнему остается важным и не снимается с повестки дня. Обращаю ваше внимание, что реформа — это не сокращение коек и кадров, а мудрое управление ресурсами.
В настоящее время вносятся изменения в социальные стандарты в сфере здравоохранения — пересмотрен социальный стандарт по врачу общей практики с учетом обслуживаемого детского и взрослого населения, увеличен по обеспеченности сельского населения бригадами скорой медицинской помощи. Начальникам управлений необходимо решить вопрос о приобретении автомобилей, их оснащении, укомплектовании службы кадрами. Рабочая группа Минздрава завершает формирование концепции по изменению работы республиканского и областных центров экстренной медицинской помощи с интеграцией в систему скорой медицинской помощи, модернизацией системы управления и ее администрированием из единого центра.
Особое внимание следует уделить доступности диагностических услуг для сельского населения. Платные услуги должны стать исключением.
Обращаю внимание руководителей всех уровней на необходимость повышения эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Наша задача — переход от избыточной сети стационаров к системе первичной медпомощи, развитию отделений дневного пребывания, хирургии одного дня.
"Медицинский вестник". 8 февраля 2018
|