ПРИМЕРНАЯ ФОРМА
ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ
помощнику врача по амбулаторно-поликлинической помощи (утверждена Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь 22.08.2018 N 842 «Об утверждении должностных инструкций»)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи (далее - помощник врача по АПП) относится к категории специалистов.
2. На должность помощника врача по АПП назначается специалист, имеющий высшее образование по специальности "Сестринское дело" или среднее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" без предъявления требований к стажу работы.
Квалификационная категория (высшая, первая, вторая) присваивается помощнику врача по АПП в соответствии с нормативными правовыми актами, утверждаемыми Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
3. Назначается на должность, перемещается и освобождается от должности приказом руководителя организации здравоохранения.
4. В своей работе помощник врача по АПП руководствуется нормативными правовыми актами Республики Беларусь, Уставом организации здравоохранения, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями главного врача, должностной инструкцией и другими нормативными правовыми и локальными нормативными актами.
5. Помощник врача по АПП подчиняется врачу-терапевту (врачу общей практики) и работает под руководством врача, а также ведет самостоятельный прием.
6. Помощник врача по АПП должен знать и соблюдать нормативные правовые акты по вопросам организации оказания первичной медицинской помощи;
принципы оказания первичной медицинской помощи населению, профессиональной деятельности по специальности;
правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-противоэпидемического режима;
структуру и основные принципы сотрудничества с другими специалистами и службами;
основы трудового законодательства;
основы антикоррупционного законодательства.
7. Повышение квалификации помощника врача по АПП, присвоение квалификационной категории, аттестация на соответствие занимаемой должности осуществляются в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
8. Помощник врача по АПП обязан:
8.1. осуществлять самостоятельный прием пациентов под контролем врача;
8.2. проводить пациентам комплекс профилактических, лечебных, диагностических и реабилитационных мероприятий;
8.3. проводить динамическое наблюдение за различными группами пациентов диспансерного учета в соответствии с нормативно-правовыми актами;
оформлять картотеку из форм медицинских документов;
приглашать (совместно с медицинской сестрой) пациентов для диспансерного осмотра в соответствии с планом диспансерного наблюдения; формировать группы пациентов для диспансерного наблюдения;
осуществлять направление на консультацию к врачу при выявлении у пациентов признаков первичного заболевания для уточнения диагноза и назначения лечения, а также оформление направления на консультацию к врачу-специалисту в случае необходимости;
проводить анализ диспансеризации пациентов и докладывать его результаты на производственных совещаниях в отделениях 1 раз в месяц;
8.4. выписывать под контролем врача рецепты, в том числе для льготной категории лиц, для продолжения ранее назначенного лечения;
8.5. оказывать доврачебную и скорую медицинскую помощь при выявлении ухудшения состояния здоровья пациента в динамике;
8.6. посещать на дому категории пациентов, подлежащие патронажу (по составленному плану-графику) и по указанию врача;
8.7. обеспечить выполнение:
динамического наблюдения за состоянием здоровья пациентов;
осмотра пациента: физикальный осмотр, тонометрия, подсчет частоты пульса и дыхания;
транспальпебрального измерения внутриглазного давления портативным бесконтактным тонометром;
своевременного выявления ухудшения в состоянии здоровья;
контроля выполнения рекомендаций лечащего врача;
обучения пациента и членов его семьи методам ухода и навыкам самопомощи на дому;
обучения оказанию первичной медицинской помощи при неотложных состояниях;
скрининга онкологических заболеваний;
своевременного выявления признаков декомпенсации хронических заболеваний;
своевременного оказания паллиативной помощи;
оценки социально-бытовых условий жизни пациента, определения нуждаемости в социальном обслуживании и уходе на дому;
выявления и предупреждения противоправной деятельности, фактов насилия в семье в отношении пациентов;
санитарно-просветительной работы, работы по гигиеническому воспитанию населения; проводить мотивационное консультирование по факторам риска развития неинфекционных заболеваний и приверженности к лечению;
8.8. информировать врача о проделанной работе на дому, оперативно организовывать консультирование врачом нуждающихся пациентов в соответствии с установленными в ходе работы на дому медицинскими показаниями;
8.9. информировать врача о выполнении диагностических и лечебных процедур и обо всех случаях нарушения режима пациентами, о невыполнении противоэпидемических требований пациентами с инфекционными заболеваниями, оставленных для лечения на дому;
8.10. совместно с врачом ежемесячно составлять план посещения на дому к пациентам с хроническими заболеваниями;
8.11. обеспечить взаимодействие в работе с территориальным центром социального обслуживания в плане совместного обследования условий проживания граждан, нуждающихся в медико-социальной помощи и паллиативной помощи;
8.12. по результатам информировать врача (заведующего отделением) о:
лицах, нуждающихся в социальном обслуживании и уходе на дому (далее передаются списки этих лиц в территориальный центр социального обслуживания населения района);
лицах, нуждающихся в паллиативной помощи (далее списки передаются в районный кабинет паллиативной помощи, в хоспис);
пациентах, в отношении которых совершаются противоправные действия, или эти пациенты подвергаются насилию со стороны членов семьи (далее сообщение передается в органы внутренних дел);
8.13. участвовать в профилактических осмотрах населения;
8.14. участвовать в проведении профилактических прививок с предварительным осмотром пациентов;
8.15. оформлять выписку из медицинских документов;
8.16. обеспечивать соблюдение требований санитарно-противоэпидемического режима в кабинете, при работе с медицинскими отходами;
8.17. проводить санитарно-просветительную работу среди населения, занятия в школах здоровья;
8.18. сообщать врачу о всех случаях чрезвычайных происшествий, представляющих угрозу здоровью и жизни пациента или окружающих людей;
8.19. соблюдать нормы трудовой и исполнительской дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка, медицинской этики и деонтологии;
8.20. соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов, регламентирующих данные вопросы;
8.21. принимать участие в совещаниях (собраниях);
8.22. систематически повышать свою квалификацию в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3
ПРАВА
9. Помощник врача по АПП имеет право:
9.1. вносить предложения администрации организации здравоохранения по созданию необходимых условий на рабочем месте, обеспечивающих качественное выполнение должностных обязанностей;
9.2. получать необходимую информацию для выполнения своих должностных обязанностей от врача, медицинской сестры участковой (старшей), главной медицинской сестры;
9.3. повышать свои профессиональные знания и компетенции;
9.4. требовать от пациентов и других лиц соблюдения правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения;
9.5 на добровольное страхование ответственности за причинение вреда;
9.6. состоять в профессиональных и иных общественных объединениях;
9.7. давать указания и контролировать работу подчиненных младших медицинских работников.
ГЛАВА 4
ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10. Оценка работы помощника врача по АПП проводится врачом, заведующим отделением общей врачебной практики (амбулатории врача общей практики) на основании учета и анализа качества оказания медицинской помощи населению, требований норм медицинской этики и деонтологии.
11. Помощник врача по АПП несет ответственность за:
11.1. нарушение требований законодательства Республики Беларусь;
11.2. проявленную халатность в выполнении должностных обязанностей, повлекших за собой тяжкие последствия для жизни и здоровья пациента;
11.3. нарушение требований медицинской этики и деонтологии, несоблюдение врачебной тайны;
11.4. нарушение ведения учетной и отчетной медицинской документации, за невыполнение иных трудовых обязанностей;
11.5. несоблюдение правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима;
11.6. неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, правил внутреннего трудового распорядка, трудовой и исполнительской дисциплины в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;
11.7. несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов, регламентирующих данные вопросы;
11.8. правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим законодательством Республики Беларусь;
11.9. несоблюдение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", других нормативных актов и приказов, регулирующих работу с обязанными лицами.
|