Воскресенье, 19.05.2024, 01:19
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Первичная
медицинская
помощь

Формы и методы информационно-просветительской работы (начало)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основополагающий принцип здравоохранения — профилактическая направленность. Важнейший раздел профилактической работы — формирование здорового образа жизни.

Согласно определению экспертов ВОЗ, — «здоровый образ жизни (образ жизни, способствующий сохранению здоровья) является сознательным санитарным поведением, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, на обеспечение жизнерадостности и работоспособности и на достижение активной, продолжительной жизни» (Дрезден, 1985).

Формирование здорового образа жизни, пропаганда гигиенических и медицинских знаний, популяризация достижений медицинской науки, воспитание сознательного отношения населения к охране и укреплению здоровья — важнейшие задачи учреждений здравоохранения.

Работа по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по санитарному просвещению лежат:

государственный характер, т.е. государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие их материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы;

научность: соответствие пропагандируемых медицинских и гигиенических, знаний современному состоянию науки и практики;

массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу;

доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть четкой, доступной для понимания;

целенаправленность: работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения;

оптимистичность: для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания по профилактике тяжелых заболеваний;

актуальность: выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

 

СЛУЖБА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию здорового образа жизни осуществляется Службой формирования здорового образа жизни. Она включает в себя:

• республиканский, областные, городские центры здоровья;

• кабинеты здоровья лечебно-профилактических учреждений;

• кабинеты формирования здорового образа жизни центров гигиены и эпидемиологии.

Службу возглавляет заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач республики. Организационно-методическое руководство осуществляет отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения.

Основными задачами Службы являются:

• координация деятельности различных органов и учреждений здравоохранения по внедрению принципов здорового образа жизни; участие в реализации территориальных и отраслевых программ по укреплению здоровья различных групп населения;

• вовлечение всех медицинских работников, специалистов других министерств и ведомств в воспитательную работу;

• предоставление адекватной информации, позволяющей делать выбор с позиции укрепления здоровья;

• постоянное повышение качества, эффективности и интенсивности работы по обучению населения ведению здорового образа жизни с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

• формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

• организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

Учреждения Службы действуют на основании положений о них, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Организационным, координирующим и методическим учреждением по проблемам формирования здорового образа жизни населения является Центр здоровья. Им руководит главный врач, который назначается начальником управления здравоохранения административной территории. Он является одновременно внештатным главным специалистом территориального органа здравоохранения по медицинским аспектам формирования здорового образа жизни населения (валеологии). Структура и штаты Центра утверждаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.

Центр здоровья имеет следующие подразделения:

• организационно-методический отдел;

• редакционно-издательский отдел;

• консультативно-оздоровительное отделение.

Основными задачами Центра являются организационно-методическая, пропагандистская, издательская, оздоровительная работа.

Региональные центры здоровья организуют работу учреждений здравоохранения и координируют деятельность других ведомств по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Центры здоровья являются организаторами обучения принципам и методам гигиенического воспитания населения как среди медицинских работников, так и среди специалистов других секторов (педагогов, работников культуры, общественных организаций). Они анализируют состояние работы по формированию здорового образа жизни в регионе, организуют и проводят семинары, конференции, совещания по актуальным вопросам, обобщают и распространяют передовой опыт по пропаганде здорового образа жизни среди населения.

Центры здоровья:

• участвуют в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение активного долголетия;

• внедряют новые формы и методы пропагандистской работы: праздники здоровья, Дни здоровья, декадники охраны природы, дни информирования, акции здоровья, передвижные выставки и т. д.

• широко используют факультативные формы обучения населения (школы здоровья, клубы по интересам, школы материнства и детства и т. д.);

• организуют мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья, через каналы массовой информации (телевидение, радио, печать, кино);

• проводят социологические исследования по медико-социальным проблемам формирования здорового образа жизни и выполняют функции пресс-центра областного (городского) управления здравоохранения.

Издательская деятельность Центров здоровья предусматривает разработку и издание методических, информационных и наглядных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Оздоровительную деятельность проводят совместно Центры здоровья, лечебно-профилактические учреждения и оздоровительные центры по следующим вопросам: физическая активность, рациональное питание, личная гигиена, психогигиена, гигиена семьи и брака, профилактика вредных привычек, коррекция факторов риска заболеваний и т. д. На базе Центров здоровья могут функционировать консультативно-оздоровительные отделения по принципу хозрасчета или за счет бюджетных средств. В консультативно-оздоровительных отделениях услуги населению оказывают врачи по лечебной физкультуре, наркологи, психотерапевты, специалисты по геронтологии, иглорефлексотерапии, массажу и другим безмедикаментозным методам.

 

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания можно разделить следующим образом (схема 14):

1) методы индивидуального воздействия;

2) методы воздействия на группу лиц;

3) методы массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так (схема 15):

1) метод устной пропаганды;

2) метод печатной пропаганды;

3) метод изобразительной пропаганды;

4) комбинированный метод.

Метод устной пропаганды занимает ведущее место в деятельности медицинских работников. Он позволяет установить непосредственный контакт со слушателями, изложить значительный по объему материал большой аудитории и быстро реагировать на события. Наиболее распространенные средства метода устной пропаганды — лекции, беседы, доклады, вечера вопросов и ответов, викторины, консультации, краткие выступления, групповые профилактические приемы, тематические вечера, курсовое обучение. Каждое из этих средств имеет свои особенности.

 

 

Лекцию ведут в форме монолога. Она обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Задача введения — ознакомить слушателей с темой лекции. Введение должно заинтересовать слушателей, что способствует установлению контакта лектора с аудиторией.

Материал основной части лекции должен быть доступным, наглядным, аргументированным, излагаться в логической последовательности. Раскрываемые положения надо подкреплять примерами из практики. Лектор должен пользоваться цифровым материалом, обосновывать его научными данными. При изложении материала необходимо правильно произносить слова, избегать иностранных и специальных медицинских терминов и расшифровывать их, если это необходимо. Эффективность лекции повышается, если в ней используются наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды, муляжи). Важно не читать лекцию с листа.

В заключении формулируются выводы, акцентируется внимание на конкретных профилактических советах.

Продолжительность лекции не должна превышать 40—60 мин.

Наиболее распространенное средство гигиенического воспитания — групповая или индивидуальная беседа. Особенностью беседы является коллективное обсуждение вопроса при ведущей роли руководителя. Она сопровождается вопросами ко всей аудитории или персонально к отдельным слушателям. В процессе беседы допускается высказывание сомнений, возражений, которые умело используются медицинским работником для переубеждения слушателей.

Из средств печатной пропаганды наиболее распространенными являются брошюры, листовки, памятки, статьи в прессе, стенные медицинские газеты, доски вопросов и ответов, советы на бланках рецептов. Основные требования, предъявляемые к печатной продукции, — актуальность тематики, оперативность. Метод печатной пропаганды наиболее удобен для населения. В санитарно-просветительной работе широко применяются листовки и памятки. Листовки незаменимы в тех случаях, когда надо быстро предупредить население о необходимости проведения срочных мероприятий по охране здоровья. Они адресуются широкому кругу населения, носят, как правило, агитационный характер, содержат мотивированный призыв к участию в тех или иных профилактических мероприятиях.

Памятки в отличие от листовок имеют конкретного адресата (будущие мамы, школьники, диспансеризуемые, больные определенной нозологической формой заболевания и т. д.). В них даются советы здоровым и больным. Памятки можно вручать после лекции, на приеме в поликлинике, после беседы с врачом, после инструктажа. Они обычно являются дополнением к указаниям медицинского работника и помогают закрепить полученные знания.

Медицинские работники широко используют в работе по гигиеническому воспитанию санитарный бюллетень. Он посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер и излагаться доступным языком. Текст делится на несколько частей и иллюстрируется. Соотношение между текстом и рисунками - 1:2. Основная цель санитарного бюллетеня — привлечение внимания к советам врача, выработка твердой уверенности в необходимости применения этих советов на практике.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно дает сразу представление о целом и воспринимается быстрее и лучше.

Средства наглядного метода можно разделить на 3 группы (см. схему 15):

1) плоскостные;

2) объемные;

3) натуральные (подлинные).

Средства изобразительной пропаганды широко используются для иллюстрации материала лекции или беседы, при организации выставок или витрин различного типа, для проведения занятий в кружках, при подготовке печатных изданий.

Эффективными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания являются кино, телевидение, радио, печать. Их значение в современных условиях все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это свидетельствует о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимых по различным каналам информации.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию проводится:

1) среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитиях, на предприятиях и др.);

2) среди больных в поликлинике и стационаре (в амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей;

3) среди общественного актива здравоохранения.

 

 

Литература:

1. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр.214-228.

 

Сохранить в формате DOCX

Категория: Мои статьи | Добавил: irekmahmudov (27.08.2018)
Просмотров: 8170 | Теги: медицинская, Просветительская, профилактика, информационная, помощь, поликлиническая, Первичная, амбулаторно | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz