ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
При определении направлений санитарно-просветительной работы следует иметь в виду те контингенты населения, которые обслуживает современная поликлиника (амбулатория, ФАП):
1) здоровые (практически здоровые) лица;
2) лица, здоровье которых находится под угрозой (люди с факторами риска и потенциальной патологией);
3) больные с острыми и хроническими заболеваниями.
Для группы здоровых лиц предусмотрена пропаганда здорового образа жизни: соблюдение режима труда, отдыха, питания, борьба с вредными привычками, особенности поведения в связи с предстоящим изменением образа жизни (например, поступление на работу, отпуск и пр.). Методика гигиенического обучения этих лиц условно названа целевой информацией. Она включает проведение индивидуальной беседы, выдачу памятки.
Лиц, здоровье которых находится под угрозой, а также лиц с потенциальной патологией, факторами риска, следует информировать о наличии предболезни, ее особенностях и возможном прогнозе; о конкретных мерах устранения нарушений норм гигиенического поведения, в том числе о ликвидации (или смягчении) факторов риска и изменении образа жизни. Гигиеническое обучение этих лиц направлено на коррекцию гигиенического поведения. Это достигается путем проведения беседы с врачом, групповой беседы (для лиц, имеющих одни и те же нарушения), выдачи буклетов, памяток.
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию среди больных направлена на то, чтобы добиться правильного их гигиенического поведения, выполнения врачебных назначений и рекомендаций. Она должна включать:
• краткое ознакомление больного с сущностью имеющегося заболевания для обоснования последующих рекомендаций;
• обоснование значения активного участия самого больного в борьбе с болезнью (формирование активного противодействующего отношения к болезни; разъясняется важность точного и аккуратного выполнения всех назначений и рекомендаций врача);
• пропаганду здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, физическая активность, закаливание, отказ от вредных привычек, устранение перегрузок нервной системы, стрессовых ситуаций.
Гигиенические предписания должны быть дифференцированными по нозологическим формам и применительно к болезни данного пациента. Работа направлена на получение больным обязательного минимума информации. Это достигается путем вручения памятки, проведения индивидуальной беседы.
Более 55% обращающихся в поликлиники — больные, страдающие хроническими заболеваниями. Их гигиеническое обучение должно носить систематический и дифференцированный характер.
На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий немалое влияние оказывают члены их семьи. Работа по санитарному просвещению близких и родственников преследует цели — создать благоприятную обстановку, «профилактический климат» в семье; способствовать выполнению назначений врача; обеспечивать правильный уход за больным.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
НА ВРАЧЕБНОМ УЧАСТКЕ
Участково-территориальный принцип здравоохранения позволяет широко проводить санитарно-просветительную работу на обслуживаемой поликлиникой территории. Эта работа ведется в двух направлениях: с больными и родственниками при посещениях на дому и с населением.
Гигиеническое обучение и воспитание больных проводится при посещениях на дому, при патронажах. Медицинский работник изучает больного в социальном (условия работы, жилищные условия и пр.) и психологическом плане. На основе полученных данных принимаются меры для устранения или смягчения факторов, отрицательно влияющих на течение болезни. Здесь наиболее уместны индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими.
Санитарно-просветительную работу с населением обслуживаемой территории медицинские работники проводят по месту жительства, на объектах обслуживаемой территории (предприятия, учебные заведения, учреждения).
Пропаганда здорового образа жизни включает широкий круг гигиенических вопросов: гигиена труда, отдыха, быта, физическая активность, закаливание, рациональное питание, личная гигиена, борьба с вредными привычками.
В целях первичной профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний надо информировать население:
• о распространенности этих заболеваний;
• об особенностях этих заболеваний и факторах, способствующих их возникновению при нарушении гигиенических норм поведения;
• о ранних признаках этих заболеваний и состояниях, пограничных между здоровьем и болезнью;
• о необходимости немедленного обращения к врачу при первых признаках заболевания;
• о важности прохождения профилактических обследований — либо путем самостоятельного обращения к врачу, либо во время массовых профилактических осмотров.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СТАЦИОНАРЕ
Особенности работы по гигиеническому обучению и воспитанию в стационаре определяются:
• непосредственным контактом пациента и медицинского работника;
• сроком пребывания больного в стационаре;
• тяжестью состояния основной массы больных, особенно в первые дни болезни;
• наличием психологической установки и потребности у больного получить максимум информации о своем заболевании;
• необходимостью информировать больного о правильном его поведении в целях профилактики рецидивов, обострений и осложнений.
Больным недостаточно давать только определенную гигиеническую информацию, им нужно привить необходимые гигиенические навыки, способствующие быстрейшему выздоровлению. Такая методика получила наименование «гигиеническое обучение госпитализированных».
Работа с больными проводится на всех этапах пребывания их в стационаре: в приемном отделении (индивидуальная беседа); в палате (индивидуально-групповая беседа); в холле (лекция, врачебное выступление, вечер вопросов и ответов, дискуссия по определенной нозологической форме болезни); в кабинете врача (индивидуальная беседа).
Важно дать гигиенические рекомендации пациенту при выписке его из стационара для предупреждения возникновения осложнений и рецидивов.
В стационарах должна использоваться медицинская научно-популярная литература с учетом профиля отделения.
Работа по санитарному просвещению родственников и близких больного в стационаре проводится в виде индивидуальной беседы в приемном отделении и с помощью средств изобразительной пропаганды.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Работа по гигиеническому обучению и воспитанию, проводимая среди сельского населения, должна быть направлена на пропаганду основ личной и общественной гигиены, гигиены села, жилища, на благоустройство и озеленение, на борьбу с загрязнением окружающей среды и т. д. В круг освещаемых вопросов входят также трудовая и профессиональная ориентация, создание здоровых социально-бытовых и производственных условий, профилактика сельскохозяйственного травматизма.
Важнейшим разделом работы является пропаганда гигиены труда при выполнении сельскохозяйственных работ, которая включает такие вопросы, как:
• предупреждение воздействия на организм работающих неблагоприятных метеорологических условий;
• борьба с загрязнением воздуха пылью и газами в зоне сельскохозяйственных работ;
• профилактика сельскохозяйственного травматизма, отравлений при работе с ядохимикатами;
• профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний;
• соблюдение гигиенических норм и правил при строительстве, оборудовании и эксплуатации производственных помещений.
Большую роль в проведении санитарно-просветительной работы играет пропаганда охраны здоровья женщин и детей. Работа с беременными проводится таким образом, чтобы женщина своевременно получила все сведения по гигиене беременности, вскармливанию новорожденного и уходу за ним.
Значительное место в работе медицинского персонала участковой больницы, амбулатории, ФАПа занимают дифференцированное гигиеническое обучение и воспитание представителей различных сельскохозяйственных специальностей (механизаторов, животноводов, полеводов, птицеводов и др.), специальная гигиеническая подготовка работающих с ядохимикатами, гигиеническое обучение и воспитание в дошкольных учреждениях и школах, привитие детям гигиенических навыков.
Медицинский персонал сельского врачебного участка принимает активное участие в проведении мероприятий по санитарному благоустройству сельских населенных мест, что является одним из ведущих способов профилактики ряда инфекционных заболеваний и гельминтозов.
Для успешного гигиенического обучения и воспитания необходимо:
• четко планировать санитарно-просветительную работу на территории сельского врачебного участка исходя из особенностей конкретного хозяйства;
• добиваться активного участия в этой работе всех медицинских работников сельского участка;
• дифференцированно использовать имеющиеся формы, методы и средства санитарно-просветительного воздействия;
• охватывать санитарно-просветительной работой все подлежащие гигиенической подготовке контингенты;
• максимально приближать гигиеническое обучение и воспитание к месту работы и жительства.
Медицинские работники, пропагандируя здоровый образ жизни, проводя гигиеническое обучение и воспитание среди населения, могут влиять на:
• предупреждение заболеваний;
• раннее обращение за медицинской помощью;
• сроки выздоровления больных;
• эффективность лечения и восстановление трудоспособности.
Таким образом, работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения, пропаганда здорового образа жизни являются основными инструментами профилактики, важными факторами, непосредственно влияющими на эффективность лечебной и профилактической деятельности медицинского учреждения.
Литература:
1. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр.214-228.
Скачать в формате DOCX
|