I. Преимущественно государственная (общественная, беверджианская) наиболее демонстративно представлена в Великобритании
II. Преимущественно страховая (бисмаркская) наиболее полно и четко представленная в Германии и Францию
III. Преимущественно частная, характерна для США
IV. Ведомственная (МВД, железные дороги)
V. Благотворительная
VI. Смешанная
Государственная система здравоохранения признана наиболее оптимальной. Ее организационные принципы в 1980 г. были рекомендованы ВОЗ всем странам мира для развития национальных систем здравоохранения. Рассмотрим основные из них.
1.Всеобъемлющий принцип — это государственный характер здравоохранения. Он означает, что государство полностью берет на себя ответственность за финансирование здравоохранения, развитие медицинской науки, реализацию всех форм планирования, строительство лечебно-профилактических учреждений, подготовку и усовершенствование медицинских кадров. Государство законодательно определяет и организует работу системы здравоохранения через органы власти и имеет соответствующие органы управления. При этом четко регламентированы:
• конституционная гарантия всем гражданам права на охрану здоровья;
• принадлежность государству всех учреждений здравоохранения;
• выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение;
• плановость развития материально-технической базы, кадрового и финансового обеспечения здравоохранения.2.Бесплатность и общедоступность. Эти два понятия тесно взаимосвязаны, так как общедоступность в известной мере предполагает бесплатность. Когда речь идет о бесплатности, то очень важно определиться — бесплатность для кого? Естественно, для населения, и то в определенных параметрах. Для государства расходы на здравоохранение выражаются многомиллиардными суммами финансовых вложений.
3.Профилактическая направленность.
4.Единство в здравоохранении: единство лечения и профилактики, единство науки и практики и т. д.
5.Планирование развития здравоохранения.
6.Участие общественных организаций и самого населения. В настоящее время общественный характер здравоохранения в Республике Беларусь можно продемонстрировать на примере следующих основных форм. Как в районах, так и в высшем органе государственной власти — парламенте имеются депутатские комиссии, решающие вопросы здравоохранения. Другие примеры: расширяет свою деятельность Общество Красного Креста; многие вопросы социальной защиты населения по вопросам охраны его здоровья решают профсоюзные организации и пр.
7.Интернационализм в здравоохранении. Этот принцип наиболее ярко начал проявляться в последние 25—30 лет. Речь идет о взаимодействии специалистов на международном уровне в решении кардинальных проблем здравоохранения.
Страховой медициной называется такая система здравоохранения, при которой в расходах на охрану здоровья превалируют страховые взносы. В некоторых странах она существует наряду с государственной формой здравоохранения, не подчиняясь ей, а только согласовывая свою работу. Финансирование здравоохранения (страховые взносы) может осуществляться из трех основных источников:
• государство;
• предприятия;
• сами граждане.
Это чрезвычайно мобильная система товарно-рыночных отношений, где в качестве товара выступает конкретная медицинская услуга, а покупателем является государство, предприятие, гражданин.
Различают две формы медицинского страхования: обязательное и добровольное.
Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования:
Обязательное страхование | Добровольное страхование |
---|---|
Некоммерческое | Коммерческое |
Один из видов социального страхования | Один из видов личного страхования |
Всеобщее или массовое | Индивидуальное или групповое |
Осуществляется государством или контролируемыми им организациями | Осуществляется страховыми организациями различных форм собственности |
Правила страхования определяются государством | Правила страхования определяются страховыми организациями |
Страхователи — работодатели, государство, органы местной исполнительной власти | Страхователи — юридические и физические лица |
Источник средств — взносы работодателей, государственный бюджет | Источник средств — личные доходы граждан, прибыль работодателей |
Программа (гарантированный минимум услуг) утверждается государством | Программа определяется договором страховщика и страхователя |
Тарифы устанавливаются по единой утвержденной методике | Тарифы устанавливаются договором страховщика и страхователя |
Система контроля качества определяется государственными органами | Система контроля качества устанавливается договором субъектов страхования |
Доходы могут быть использованы только для основной деятельности медицинского страхования | Доходы могут быть использованы для любой коммерческой и некоммерческой деятельности |
Страховая медицина базируется на определенных принципах. Рассмотрим важнейшие из них:
1. Медицинскому страхованию подлежит все население: работающие и неработающие лица. Оно должно быть всесторонним и универсальным, включающим профилактику, лечение, реабилитацию.
Всем застрахованным по данной программе обеспечивается равная медицинская помощь самого высокого уровня. Это означает, что каждый вид медицинской помощи оказывается на основании медико-экономических стандартов, включающих определенный объем и качество медицинских услуг. Услуги, оказываемые вне программы, дополнительно должны оплачиваться самим пациентом при предварительном его уведомлении. Страховая компания может истратить только оговоренную сумму финансовых средств, т. е. лишь те средства, которые есть в наличии по программе.
2. Страховая медицина использует высокоэффективные, проверенные медицинские технологии. Чем лучше оборудование, тем выше качество лечения, а значит, короче срок пребывания в стационаре, больше оборот койки, выше эффективность.
3. Система обязательного медицинского страхования строится на безвозвратной основе. Застрахованный и обладающий страховым полисом гражданин имеет право получить медицинскую помощь на любой территории страны независимо от места проживания, а также право выбора лечебного учреждения и лечащего врача в пределах лечебных учреждений, с которыми страховая компания заключила договор.
Каждый гражданин имеет право на добровольное медицинское страхование, на медицинские услуги, которые выходят за пределы установленного минимума.
4. Страховая медицина — это медицина, не признающая дефицитов. Больному гарантируется предоставление высококвалифицированной медицинской помощи.
5. Страховая медицина требует высокой медицинской культуры и профессионализма. Каждый работник (врач, фельдшер, медицинская сестра) должен получить лицензию (разрешение) на определенный вид деятельности. Страховые организации будут заключать договоры в соответствии с лицензиями. Это стимулирует заинтересованность медицинских работников в повышении своего профессионального уровня.
6. Страховая медицина заставляет каждого человека заботиться о своем здоровье. Тому, кто не заботится о здоровье, приходится платить за страховку большую сумму денег. Страховая медицина требует высокой организованности населения.
7. Страховые медицинские компании тщательно просчитывают технологическую и экономическую эффективность новых технологий и только при наличии несомненных преимуществ принимают их на вооружение.
Страховая медицина является ведущей формой здравоохранения в Канаде, Франции, Германии, Японии, Финляндии, России (с 1993 г.) и других странах.
Частная (частно-предпринимательская) форма охраны здоровья базируется на принципе: сохранение здоровья является личным делом каждого человека. Население несет полностью все расходы за оказание медицинской помощи. Если в стране превалируют расходы на прямые медицинские услуги, то это и есть частно-предпринимательская форма здравоохранения. Она весьма дорогостоящая. Затраты на оказание медицинской помощи часто могут выходить за пределы финансовых возможностей населения, и тогда оно фактически остается без медицинского обслуживания. В наиболее полном виде частное здравоохранение представлено в США, ЮАР, Люксембурге. В этих государствах в той или иной мере развиты и другие формы здравоохранения.
Ведомственная система здравоохранения сохраняется для оказания медицинской помощи группам населения, объединенных по профессиональному признаку, принадлежностью к определенному ведомству. Примером могут быть организации здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь военным, сотрудникам органов внутренних дел, железнодорожникам. В связи с глубокой международной интеграцией промышленности, ведомственная медицина может существовать для обеспечения потребностей в охране здоровья работников иностранных предприятий. Например, ведомственная медицина на базе ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Основной задачей подразделений ведомственной медицины являются постоянный мониторинг и сохранение здоровья работников своего предприятия, оздоровление условий труда.
В некоторых государствах мира широкое распространение получила благотворительность. В деле охраны здоровья населения участвует церковь. Она активно поднимает вопрос о возрождении церковной медицины (в свое время церковь на собственные средства содержала больницы). Как известно, здоровье человека — это не только его личное дело, здоровье — достояние государственное. Во многих государствах мира развернуты госпитали Международного Красного Креста. Естественно, все это не определяет характер национальных систем здравоохранения, но в ряде случаев важно для сбережения здоровья населения.
Гарантии права на охрану здоровья граждан закреплены в Статье 45 Конституции Республики Беларусь:
«Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда».
Конституционные права граждан на охрану здоровья регулируются рядом законов:
❒«О здравоохранении»;
❒«О правах ребенка»;
❒«О трансплантации органов и тканей человека»;
❒«О лекарственных средствах»;
❒«О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»;
❒«О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов»;
❒«О донорстве крови и ее компонентов»;
❒«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
❒«О вспомогательных репродуктивных технологиях»;
❒«Об оказании психиатрической помощи»;
❒«О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека»;
❒«О наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах»
и некоторыми другими.
Отдельные вопросы здравоохранения регулируются указами Президента Республики Беларусь и постановлениями правительства.
Для реализации норм, закрепленных законами Республики Беларусь, министерство здравоохранения готовит нормативные правовые акты (постановления, приказы и другие), которыми определяется порядок реализации отдельных направлений деятельности системы здравоохранения. На основании нормативных правовых документов, изданных министерством здравоохранения, областные, районные и городские органы управления здравоохранением, а затем и отдельные учреждения здравоохранения, готовят нормативные правовые акты управления, в которых детализируют способы реализации задач, стоящих перед здравоохранением регионов с учетом местных особенностей, кадрового потенциала и имеющихся ресурсов.
Белорусское законодательство в области здравоохранения гарантирует пациентам:
• бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
• государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств;
• информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;
• выбор лечащего врача и организации здравоохранения;
• участие в выборе методов оказания медицинской помощи;
• получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи;
• выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;
• отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
• пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;
• уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения.
Управление здравоохранением Республики Беларусь состоит из двух основных уровней: центрального и местного.
Центральный уровень представлен республиканскими органами, местный - территориальными (областными, городскими, районными). На центральном (республиканском) уровне руководство здравоохранением осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров, парламент, а непосредственно вся работа ведется Министерством здравоохранения. Министр здравоохранения назначается Президентом Республики Беларусь. Свою работу он строит на принципах единоначалия и коллегиальности.
При министре здравоохранения функционирует коллегия. Это собрание наиболее авторитетных в здравоохранении и облеченных соответствующими должностными полномочиями лиц. На коллегию выносятся наиболее важные вопросы, стоящие перед здравоохранением и требующие коллективного решения.
Задачи, стоящие перед Министерством здравоохранения, определяют его структуру. С изменением задач может изменяться и структура. Основу Министерства составляют главные управления, каждое из которых отвечает за организацию, состояние работы по конкретному направлению. В составе управлений наряду с другими специалистами имеются главные специалисты (главные хирург, терапевт, педиатр, эпидемиолог и др. - всего около девяноста специалистов).
Местные органы руководства здравоохранением на областном уровне (в республике 6 областей) представлены главными управлениями по здравоохранению областных (Минского городского) исполнительных комитетов. Структура управлений, в известной мере, аналогична структуре Министерства здравоохранения. Состав подразделений, число сотрудников соответствуют объему выполняемых задач.
На районном (городском) уровне руководство представлено главным врачом учреждения здравоохранения (центральной районной больницы или центральной районной поликлиники). Главный врач в своей деятельности по управлению здравоохранением района или города опирается на своих заместителей, штатных и нештатных главных специалистов, заведующих отделениями ЦРБ.
На всех уровнях руководство здравоохранением имеет двойственное подчинение: по вертикали - вышестоящим медицинским органам, по горизонтали - местным органам исполнительной власти. Это позволяет эффективно использовать возможности последних при решении вопросов охраны здоровья населения конкретной территории.