К списку тем


Участие медицинской сестры в приеме пациентов территориального терапевтического участка

Борисовский государственный медицинский колледж

Участковая медицинская сестра территориального терапевтического участка входит в состав команды врача общей практики, непосредственно подчиняется врачу общей практики и работает под его руководством. Именно от медицинской сестры зависит как будет организован прием пациентов, будет ли исправна оргтехника, в достатке ли бланочная продукция и пр.

Перед началом приема пациентов участковая медицинская сестра:

• подготавливает рабочие места, контролируя наличие необходимого медицинского инвентаря, оборудования, документации, проверяя исправность аппаратуры и средств оргтехники;

• подготавливает и передает в регистратуру листы самозаписи пациентов, талоны на прием к врачу на текущую неделю;

• обеспечивает доставку медицинских карт амбулаторных больных, подобранных регистраторами перед началом приема из картохранилища.

В процессе приема пациентов медицинская сестра:

• следит за своевременным получением результатов лабораторных и других исследований и расклеивает их в медицинские карты амбулаторных больных;

• регулирует поток посетителей путем выдачи им талонов на повторный прием;

• помогает пациентам, по указанию врача, во время амбулаторного приема подготовиться к осмотру;

• измеряет пациентам по указанию врача общей практики артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские манипуляции;

• сообщает в картохранилище обо всех случаях передачи медицинских карт амбулаторных больных в другие кабинеты с целью внесения соответствующей записи в карте-заменителе;

• объясняет пациентам способы и порядок подготовки к лабораторным, инструментальным и аппаратным исследованиям.

В связи с внедрением в повседневную практику электронных медицинских карт пациентов существенно снижается необходимость отслеживать перемещение медицинских карт и их заполнение.

Медицинская сестра под контролем врача оформляет следующую медицинскую документацию:

- направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты;

- карта  учета прохождения диспансеризации пациентом старше 18 лет (до 18 лет) (ф.131/у-ДВ или ф.131/у-ДР);

- статистический талон (ф.025-/2у);

- санаторно-курортные карты;

- выписки из медицинских карт амбулаторных больных;

- направление на МРЭК;

- листок временной нетрудоспособности;

- экстренные извещения об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку;

- справки о временной нетрудоспособности;

- дневник работы среднего медицинского персонала.

По поручению врача после необходимого инструктажа медицинская сестра заполняет иную медицинскую документацию.

В условиях перехода амбулаторно-поликлинической службы на организацию медицинской помощи по принципу общей врачебной практики обязанности участковой медицинской сестры существенно изменились и расширились.

В связи с дальнейшим развитием электронного здравоохранения, компьютеризацией рабочих мест медицинских работников, созданием баз данных пациентов (интегрированная электронная карта пациента) уходят в прошлое обязанности медсестры по отбору и доставке амбулаторных карт, заполнению различных форм и бланков медицинской документации. Работа в составе команды врача общей практики возлагает на медицинскую сестру дополнительные обязанности и функции.

Предпочтительным является организация работы всех членов команды в отдельных (смежных) помещениях (кабинетах) для обеспечения необходимого уровня конфиденциальности консультации врача общей практики, помощника врача, медицинской сестры и оказания комплексного пациент-ориентированного консультирования с учетом психологических, социальных и медицинских аспектов. При отсутствии достаточного количества кабинетов прием организуется по графику.

Медицинская сестра в составе команды врача общей практики дополнительно:

- осуществляет прием пациентов с целью сбора анамнеза,

- идентификации факторов риска и короткому консультированию по ним,

- проводит антропометрию, измерение артериального давления,

- осуществляет работу со шкалами риска,

- проводит регистрацию электрокардиограммы, спирометрию, осмотр стоп и полости рта пациента,

- выдает направления на диагностические обследования (по назначению врача общей практики, помощника врача) и предоставляет пациентам информацию о подготовке к ним,

- оформляет направления на консультации к врачам-специалистам и выдает талоны на прием к ним,

- осуществляет вызов пациентов на очередной осмотр.

Осуществляя самостоятельный прием пациентов, медицинская сестра делает записи в карте амбулаторного больного (ф. 025/у-07).

Если по результатам сестринского осмотра пациента выявляется необходимость врачебной помощи, медицинская сестра осуществляет запись пациента, в удобное для него время, на прием к врачу общей практики или к врачу-специалисту, выдает талона на прием. При экстренной необходимости осмотра врача и отсутствии в это время врача общей практики, медицинская сестра обеспечивает осмотр пациента дежурным врачом.

При выполнении посещений пациентов на дому медицинская сестра выполняет пациентам врачебные назначения – внутривенные и внутримышечные инъекции, забора биологического материала для исследований, выполняет хирургическую обработку ран и перевязки, а также выполняет мероприятия, составляющие медико-социальный патронаж.

По окончании выполнения посещений пациентов на дому медицинская сестра информирует врача общей практики лично или по телефону о проделанной работе, и совместно с врачом общей практики планирует работу на следующий рабочий день.

О выявлении пациента, находящегося в социально опасном положении, медицинская сестра передает информацию об этом врачу общей практики немедленно.

При выявлении пациента, нуждающегося в оказании скорой медицинской помощи, медицинская сестра оказывает пациенту первую помощь и принимает меры по оказанию ему скорой медицинской помощи.

Ежедневно медицинская сестра принимает участие в совместном обсуждении членами команды врача общей практики объемов оказания медицинской помощи пациентам, требующим разностороннего ухода, для разработки плана мероприятий, в том числе, привлечения медицинских работников иных организаций здравоохранения, социальных работников, представителей иных служб и ведомств.


Литература:

1. Цыбин, А.К. Примерная организационная структура городской амбулаторно-поликлинической организации. Методические рекомендации / А.К. Цыбин, К.А. и др. – Минск. – 2004.

2. Об утверждении Положения о работе команды врача общей практики / Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.11.2018 №1185.


К началу страницы