Суббота, 18.05.2024, 21:35
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Первичная
медицинская
помощь

Основные направления развития национальной системы электронного здравоохранения

Современный этап развития цивилизации характеризуется возрастанием во всех сферах человеческой деятельности роли информации, особенно высшей её формы — знаний. Возникло новое понятие – информационное общество, которое определяется как современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

Развитие информационного общества является одним из национальных приоритетов Республики Беларусь и рассматривается как общенациональная задача, требующая координации и объединения усилий государства, бизнеса и гражданского общества. При этом информационно-коммуникационным технологиям отводится роль необходимого инструмента социально-экономического прогресса, одного из ключевых факторов инновационного развития экономики.

Рис.1 Приоритетные направления развития информационного общества.

Неотъемлимой составной частью информационного общества является электронное здравоохранение.

Единое информационное пространство здравоохранения (электронное здравоохранение) представляет собой совокупность информационных систем и ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, функционирующих в отрасли здравоохранения на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Создание единого информационного пространства здравоохранения осуществляется на основе Концепции развития электронного здравоохранения в Республике Беларусь до 2022 года (далее - Концепция). Цель реализации Концепции – содействие совершенствованию качества медицинской помощи, посредством прямого обмена информацией между всеми уровнями оказания медицинской помощи и внедрения системы информационной поддержки клинических решений.

Важной предпосылкой к развитию электронного здравоохранения является высокая компьютерная грамотность медицинских работников и всего населения, а также наличие соответствующей материально-технической базы: сети, технологии, оборудование.

Здравоохранение Республики Беларусь достигло больших успехов в информатизации отрасли.

Организации здравоохранения оснащаются компьютерной техникой, практически все автоматизировали бухгалтерский и кадровый учет, во многих учреждениях работают комплексы по подготовке статистической отчетности такие как «Статистика стационара», «Статистика поликлиники», «Учет временной нетрудоспособности» и др.

В ряде учреждений внедрены комплексные медицинские автоматизированные системы, функционирующие на базе локальных вычислительных сетей и охватывающие различные подразделения, начиная с приема больного в стационаре и заканчивая его выпиской. Работает значительное количество автоматизированных рабочих мест (АРМ), таких как диагностические АРМ «Врача УЗИ», АРМ «Врача рентгенолога», АРМ «Врача эндоскописта», АРМ «Томография», АРМ «Врач общей практики» и многие другие.

В Республике Беларусь функционируют автоматизированные информационные системы отраслевого уровня:

- Государственный регистр лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

- Белорусский канцер-регистр;

- республиканский регистр «Сахарный диабет»;

- государственный регистр «Туберкулез»;

- республиканский регистр ВИЧ-инфицированных пациентов;

- информационно-аналитическая система (ИАС) «Здравоохранение»;

- республиканская информационно-аналитическая система РИАС «Кадры»;

- единая республиканская система телемедицинского консультирования;

- республиканская ИАС по медэкспертизе и реабилитации инвалидов, и другие.

Во многих структурных подразделений АПО внедрена система электронной очереди. Многие организации здравоохранения г. Минска и других городов Беларуси расширили спектр оказания электронных услуг населению, например, таких как:

- запись на прием к врачу-специалисту через инфокиоски, терминалы самозаписи;

- интернет-запись на прием к врачу-специалисту;

- интернет-вызов врача-специалиста на дом;

- интернет-заказ выписки из электронной амбулаторной карты.

В г.Минске функционирует и постоянно совершенствуется уникальная для стран СНГ и Восточной Европы единая телемедицинская система города по цифровой флюорографии.

Начала функционировать аналогичная телемедицинская система по цифровой маммографии.

Активно развиваются телемедицинские системы.

Важнейшим элементом электронного здравоохранения является интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК). Информация, содержащаяся в ИЭМК, хранится в единой республиканской базе данных. В неё стекаются сведения о медицинских осмотрах, обследованиях, прививках, примененных методах лечения, независимо от того, где они проводились. Информация, составляющая ИЭМК, не «привязана» к региональным информационным системам, поэтому доступ к ней может осуществляться из любой точки республики. ИЭМК содержит информацию о пациенте с момента его рождения и сопровождает его всю жизнь. При этом пациент становится активным участником процесса сохранения своего здоровья. Это реализуется через личный кабинет пациента. Доступ к разделам электронного личного кабинета позволит ему исключить лишние походы в поликлинику для получения выписок, справок, продления рецептов. Через личный кабинет пациент может записаться на прием к врачу, получить консультацию. В свою очередь врач, обладая полной и достоверной информацией, может оказывать персонифицированную помощь, снизить число врачебных ошибок. Доступ к системе возможен в любом учреждении здравоохранения — поликлинике, больнице, при оказании скорой и неотложной помощи, что очень важно в выборе правильной тактики диагностики и лечения. Доступ к ИЭМК пациента и медицинского работника осуществляется с использованием уникального идентификационного номера.

Перспективным с точки зрения продвижения электронных услуг в здравоохранении в настоящее время является внедрение автоматизированной информационной системы «Электронный рецепт».

Технология «электронного рецепта» имеет следующие неоспоримые преимущества по сравнению с выпиской бумажного рецепта:

  • создает предпосылки для более эффективного и безопасного медикаментозного лечения - исключает нечитабельность или неправильную интерпретацию рецептов, позволяет видеть все лекарственные средства, назначенные пациенту, следовательно, возможно избежать ошибочно указанных опасных дозировок, нежелательных взаимодействий между лекарственными средствами и др.;
  • обеспечивает снижение стоимости лечения за счет уменьшения осложнений медикаментозного лечения (неверный выбор лекарственных средств, осложнения от их совместного использования, побочных эффектов);
  • исключает дублирование отпуска лекарственных средств для одного пациента;
  • исключает подделку льготных рецептов, а также рецептов для отпуска лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете;
  • экономит время врача на выписку рецептов, особенно с учетом возможности продления действия электронного рецепта;
  • позволяет избежать лишних посещений поликлиники только с целью продления действия рецепта;
  • является базой для внедрения автоматизации расчетов возмещения за льготные лекарственные средства;
  • обеспечивает проведение различного рода анализа (всесторонний учет назначения льготных лекарственных средств в разрезе организаций здравоохранения, врачей, пациентов, анализ стоимости лекарственного лечения, планирование закупок и др.).

Важным элементом технологии обращения электронных рецептов является использование пластиковой карты «Для медицинского обслуживания», на которой для идентификации пациента нанесен линейный штрих-код. Пластиковая карта «Для медицинского обслуживания» изготовлена в соответствии с требованиями белорусских и международных стандартов.

Рис 2. Пластиковая карта «Для медицинского обслуживания».

Для получения карты гражданин должен обратиться в поликлинику по месту жительства, предъявить паспорт и заполнить бланк формы информированного согласия об использовании пластиковой карты «Для медицинского обслуживания» и передаче ограниченной персональной информации о нем по каналам связи. Карта передается гражданину в поликлинике на безвозмездной основе.

Лечащий врач, назначив гражданину лекарственное средство, заполняет электронную форму рецепта, который по защищенным каналам связи передается в центр обработки данных, где он сохраняется в реестре электронных рецептов.

Надо подчеркнуть, что пластиковая карточка не содержит никакой информации о пациенте либо о лекарственном препарате. В неё внесен только идентификационный номер, который позволяет получить доступ к базе данных как из лечебного учреждения, так и из аптеки.

Для получения лекарственных средств, выписанных в виде рецепта в электронной форме, гражданин в аптеке должен предъявить пластиковую карту «Для медицинского обслуживания». Рецептар в аптеке сканирует пластиковую карту, идентифицирует гражданина, обращается в реестр электронных рецептов и производит отпуск назначенных лекарственных средств.

 

Развитие единой республиканской телемедицинской системы проводится в соответствии со следующими подходами:

- телемедицина рассматривается не как некая эксклюзивная технология, работающая, например, для предоставления дополнительных медицинских услуг населению на коммерческой основе, а как дополнительный технологический аспект системы здравоохранения РБ, позволяющий быстро доставить необходимую информацию для консультирования пациентов, обучения медицинских специалистов и т.п.;

- иерархическая структура оказания телемедицинских консультативных услуг: сельские врачебные амбулатории — центральная районная больница; районные организации здравоохранения — областные (областная больница, специализированные диспансеры и центры); областные организации здравоохранения – республиканские центры и институты. Однако вышеуказанное не исключает и прямых связей между уровнями, например, район – республика. Данная структура предполагает создание в районных, областных и республиканских организациях здравоохранения телемедицинских кабинетов, центров, оснащенных соответствующим компьютерным оборудованием;

- всемерное развитие автоматизированных информационных систем в организациях здравоохранения как платформы для функционирования телемедицины;

- создание нормативной базы для развертывания телемедицинских технологий;

- разработка и утверждение унифицированных методик и регламентов электронного консультирования для ультразвуковых, рентгеновских и томографических исследований, а также по гематологии, травматологии, патологии щитовидной железы;

- приоритетное развитие off-line технологии телемедицины как наиболее доступного и дешевого метода.

С 2015 года в системе здравоохранения реализуется проект по внедрению технологии обращения электронных рецептов.

Телемедицина — использование компьютерных и телекоммуникационных технологий для обмена медицинской информацией. Является одним из наиболее быстро растущих сегментов здравоохранения в мире (около 20 % в год). Так же используется термин «дистанционная медицина».

Существует большое количество определений термина «телемедицина». Формальное определение важно с юридической и политической точек зрения. В рамках политики Всемирной организации здравоохранения в области телемедицины предлагается следующее определение: «Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

Основные направления телемедицины

Телемедицинские консультации

Телемедицинские консультации осуществляются путём передачи медицинской информации по телекоммуникационным каналам связи. Консультации могут проводиться как в «отложенном» режиме, так и в режиме реального времени.

Отложенные телеконсультации

Наиболее дешевый и простой способ организации консультации на расстоянии путём передачи медицинской информации по электронной почте. Он мало подходит для экстренных случаев, однако малозатратен и весьма эффективен при надлежащем организационном обеспечении процесса.

Консультации в режиме реального времени

Эти консультации более требовательны к техническому оснащению, их проводят с использованием широкополосных каналов связи и видеоаппаратуры. Различают плановые, экстренные видеоконсультации и видеоконсилиумы. Во всех этих случаях обеспечивается непосредственное общение между консультантом и лечащим врачом. Чаще всего такие консультации проводятся с участием больного. При этом сеанс видеоконференцсвязи может проходить как между двумя абонентами, так и между несколькими абонентами в так называемом многоточечном режиме, то есть наиболее сложные случаи могут обсуждаться консилиумом врачей из разных медицинских центров. Считается, что дистанционная видеоконсультация гораздо дешевле физического посещения пациентом врача — в зависимости от расстояния между пунктами соотношение затрат может составлять до 50 раз в пользу телемедицины. Телемедицинские системы позволяют организовать диалог с врачом-экспертом (видеоконференцию) на любом расстоянии и передать практически всю необходимую для квалифицированного заключения медицинскую информацию (выписки из истории болезни, рентгенограммы, компьютерные томограммы, снимки УЗИ и т. д.).

Телеобучение

Проведение лекций, видеосеминаров, конференций с использованием телекоммуникационного оборудования. Во время таких лекций преподаватель может иметь интерактивный контакт с аудиторией. В результате использования таких технологий у врача появилась реальная возможность непрерывного профессионального образования без отрыва от места работы. Лекции, как и видеоконсультации могут проходить в многоточечном режиме, таким образом, лекция может быть прочитана сразу для слушателей из разных стран.

Трансляция хирургических операций

Применение сетевых видеокамер позволяет организовать трансляцию хирургической операции. Данная технология может использоваться также в режиме «теленаставничества», когда более опытный врач дистанционно контролирует действия менее опытного коллеги в режиме реального времени.

Негласный контроль состояния здоровья личного состава

В жилище и на рабочем месте могут устанавливаться аппараты, измеряющие бесконтактным способом температуру тела человека, принимающие магнитокардиограммы (МКГ) или магнитоэнцефалограммы (МЭГ), записывающие электромагнитные сигналы, возникающие вследствие сокращения мускулатуры, другие параметры с целью характеристики функционального состояния организма человека. Такая техника используется разведслужбами ряда стран мира с целью скрытного и негласного наблюдения за состоянием здоровья сотрудников. Соответственно организуются основные и резервные ситуационные центры, где обрабатывается поступающая информация. В случае возникновения острых или обострения хронических заболеваний решается вопрос об оказании медицинской помощи в стране пребывания, либо об отзыве сотрудника.

Мобильные телемедицинские комплексы

Получают развитие мобильные телемедицинские комплексы (переносные, на базе реанимобиля и т. д.) для работы на местах аварий. Малогабаритные мобильные диагностические комплексы можно использовать в отсутствии телемедицинских кабинетов и центров, непосредственно там, где возникла необходимость: в машинах скорой помощи, удалённых больницах, бригадах медицины катастроф и санитарной авиации, медицинских формированиях ведомств по чрезвычайным ситуациям и обороне. Современный мобильный телемедицинский комплекс объединяет в себе мощный компьютер, легко сопрягаемый с разнообразным медицинским оборудованием, средства ближней и дальней беспроводной связи, средства видеоконференции и средства IP-вещания.

Системы дистанционного биомониторинга

Телемедицинские системы динамического наблюдения применяются для наблюдения за пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, а также на промышленных объектах для контроля состояния здоровья работников (например, операторов на атомных электростанциях). Многообещающим направлением развития таких систем является интеграция датчиков в одежду, различные аксессуары, мобильные телефоны. Например, жилет с набором биодатчиков, регистрирующих ЭКГ, артериальное давление и ряд других параметров, или мобильный телефон с возможностью регистрации ЭКГ и отправки её средствами GPRS в медицинский центр, а также с возможностью определения координат человека в случае угрозы жизни.

Домашняя телемедицина

Это дистанционное оказание медицинской помощи пациенту, проходящему курс лечения в домашних условиях. Специальное телемедицинское оборудование осуществляет сбор и передачу медицинских данных пациента из его дома в отдаленный телемедицинский центр для дальнейшей обработки специалистами. Это важно, например, для больных с сердечной недостаточностью, нуждающихся в регулярных и частых обследованиях. Комплексы, включающие датчики, измеряющие температуру тела, давление крови, парциальное давление кислорода, ЭКГ и функции дыхания, соединены с настольным монитором, который, в свою очередь, автоматически отправляет данные в телемедицинский центр.

Роль специалиста квалификации «Сестринское дело» в развитии электронного здравоохранения

         Для того, чтобы принципы электронного здравоохранения в полной мере проявили свои преимущества, необходимо проведение большой подготовительной работы в виде создания баз данных, а также постоянное обновление и пополнение информации в уже сформированных базах данных. Большая роль в этом принадлежит медицинским работникам со средним медицинским образованием. Важным условием является свободное владение имеющимся в их распоряжении компьютерным оборудованием.

         Создание интегрированной электронной медицинской карты начинается с регистратуры амбулаторно-поликлинической организации.

         В функции медицинского работника регистратуры входит:

         - оформление пластиковой карты «Для медицинского обслуживания»;

- правильное заполнение паспортных данных пациента, сведений о работе, семейном положении и других сведений, необходимых для формирования ИЭМК;

- своевременная корректировка этих сведений в связи с изменением места жительства, работы, другой изменившейся информации о пациенте;

- контроль за проведением профилактических мероприятий (флюорография, онкоосмотр, вакцинация), а в необходимых случаях своевременное информирование пациента о необходимости проведения профилактических мероприятий, в том числе через личный кабинет пациента;

- формирование потока пациентов к врачам общей практики и врачам-специалистам;

- запись пациента на прием, в том числе по телефону или при подаче заявки через личный кабинет пациента;

- формирование и хранение бумажного варианта амбулаторной карты.

При работе с медицинскими информационными системами и телемедицинскими технологиями медицинская сестра должна обеспечить конфиденциальность информации медицинского характера в соответствии с Законодательством Республики Беларусь.

При работе в офисе врача общей практики или кабинете врача-специалиста медицинская сестра обеспечивает готовность компьютерной техники и периферии к работе, своевременное их техническое обслуживание, организует ремонт, заправку и пополнение расходных материалов.

При наличии в кабинете автоматического рабочего места (АРМ) медицинской сестры она самостоятельно осуществляет:

- организацию приема врача;

- ведение собственного приема;

- организацию диспансерного наблюдения;

- ведение больных, переданных врачом для динамического наблюдения, с оформлением минимального электронного статуса;

- ведение стационара на дому с оформлением карт сестринского наблюдения;

- направление больных на обследования, консультации, в обучающие школы;

- выписку льготных медикаментов;

- подготовку справок и выписок из медицинских документов.

По согласованию с врачом медицинская сестра осуществляет ввод данных медицинского осмотра пациента в ИЭМК.

Медицинские сестры, ответственные за ведение республиканских регистров («Сахарный диабет», «Туберкулез», канцер-регистр и др.), обеспечивают ввод данных, их постоянное обновление и корректировку, подготовку отчетов о лицах, состоящих на учете в соответствующих регистрах.

Все медицинские работники проводят информационно-просветительскую работу с населением о роли электронного здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья граждан.

Роль специалиста квалификации «Фельдшер-акушер. Помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи» в развитии электронного здравоохранения

         Работая самостоятельно на ФАПе,         медицинском пункте, ведя самостоятельный прием в офисе врача общей практики, фельдшер-акушер и помощник врача по амбулаторно-поликлинической помощи в полной мере выполняют обязанности по формированию и постоянному пополнению информации, составляющей содержание ИЭМК.

Особенно велика роль фельдшера и помощника врача в применении телемедицинских технологий. Находясь в сфере первичной медицинской помощи, на переднем крае здравоохранения, часто в отдалении от крупных лечебных учреждений, где можно было бы получить помощь и консультацию, они наиболее активно применяют методы дистанционного консультирования при заболеваниях, требующих оказания скорой медицинской помощи. Стало стандартом дистанционное консультирование электрокардиограмм. Не редко используется для получения консультации программное обеспечение, осуществляющее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет.

Бригады скорой медицинской помощи оснащаются носимыми устройствами (планшетами, смартфонами), позволяющими удаленно подключиться к ИЭМК, что очень важно для принятия лечебного и тактического решения, особенно при тяжелом или бессознательном состоянии пациента.

 

Литература:

Дополнительная:

1. Герасименко М.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в деятельности врача / М.А.Герасименко, И.Н. Мороз, Т.В.Калинина, В.Ч.Можейко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2015. - №3. - C.76-79.

2. Демидов А.В. Информатизация организаций здравоохранения Республики Беларусь / А.В.Демидов // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2014. - №3. - С.20-25.

3. Калинина Т.В. Телемедицина в работе врача общей практики / Т.В.Калинина, И.Н.Мороз, В.Ч.Можейко // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2014. - №3. - С.25-28.

4. Ростовцев В.Н. Организационно-технологическая система телемедицинской диспансеризации / В.Н.Ростовцев, Т.И.Терехович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2017. - №1. – С.75-77.

5. Сурмач М.Ю. Информатизация здравоохранения Гродненской области: проблемы и перспективы / М.Ю.Сурмач, О.Л.Зеньков  // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2017. - №4. - С.41-50.

 

Нормативные правовые акты:

1. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.05.2018 №536 "О некоторых вопросах формирования интегрированных электронных медицинских карт в Республике Беларусь".

2. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23.03.2016 №235 "Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы".

3. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 9.08.2010 №1174 "О стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год".

4. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.09.2016 №861 "Об организации функционирования республиканской системы телемедицинского консультирования в Республике Беларусь".

5. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.03.2011 №384 "Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы".

6. Приказ Министрества здравоохранения Республики Беларусь от 20.03.2018 №244 "Концепция развития  электронного здравоохранения Республики Беларусь на период до 2022 года".

7. Послание Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г.белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь «Белорусский путь: патриотизм, интеллект, прогресс», 8.05.2012 г. № 1. Режим доступа: https://oac.gov.by/files/files/Poslanie_2012.docx. Доступ 21:22 16.07.2018.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

К информатизации готовы ("Медицинский вестник". 28 февраля 2018)


ВИДЕО

В Гродно выдают электронные рецепты / Продолжительность 2:31

К электронному здравоохранению — готовы! / Продолжительность 7:06

Категория: Мои статьи | Добавил: irekmahmudov (07.08.2018)
Просмотров: 3566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz